Гексаграммы И-Цзин » Гексаграмма 6 Суд в Дизайне Человека

Гексаграмма 6 Суд в Дизайне Человека

Гексаграмма 6 в Дизайне Человека

image
Сун (Тяжба): дискутировать, отстаивать свою точку зрения, требовать правосудия, выступать перед лицом судьи или правителя; подавать жалобу, начинать судебную тяжбу; споры, пререкания, дискуссии; поправлять, выговаривать, выносить суждение, разрешать конфликт. Иероглиф изображает знак государственного чиновника и подразумевает обращение к власти.

Обладателю правды — препятствие.
Бдительность и уравновешенность — к счастью.
Крайности — к несчастью.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Неблагоприятен брод через великую реку.

Гексаграмма 6 Суд

 

Это время для ясного выражения своей точки зрения без необходимости предпринимать агрессивные действия. Если вы не можете победить в споре, постарайтесь разрешить конфликт или уйти от него. Поскольку в ситуации есть связь с духами, вам не следует тревожиться. Прежде всего, соблюдайте золотую середину. Не поддавайтесь гневу или страсти. Это откроет путь (счастье). Ужесточение спора и разлад закрывают путь (несчастье). Ищите людей, чье влияние может помочь вам. Осознавайте величие в себе. Это принесет пользу и просветление. Сейчас не время начинать новый проект или вступать в реку жизни с определенной целью. Вокруг слишком много противоречивых движений. Время не располагает к гармонии, люди и идеи спорят друг с другом. Не пытайтесь сводить все воедино. Небо готовит что-то новое. Выражайте свои взгляды и смотрите, к чему это приведет. Если необходимо, будьте готовы к компромиссу или отступлению.

Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем – небо (творчество), а внизу, внутри – вода (опасность). Сущность неба – в его стремлении возвышаться так же, как сущность воды – в ее стремлении течь вниз. Между ними – конфликт, тяжба, т. е. суд. Но вода отражает в себе творческое небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды, где световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз и отдаляющая от неба.

Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. – В пути познания дело обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже известного и вновь приобретенного опыта. Такой суд имеет не только отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем более, что в этой сфере это суд человека над самим собой – суд лучшего, что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над пассивной косностью и преодоление ее.

Внешний и Внутренний миры: Небо и Вода

Без прочной внутренней основы внешняя сила может быть выражена только словами.

Скрытая возможность: 37 (Домашние)

Уход от конфликта содержит скрытую возможность обретения душевного спокойствия в кругу семьи.

Последовательность

Там, где едят и пьют, возникают споры. Осознание этого ведет к тяжбе.

Определение

Тяжба означает уход от крайностей.

Символ

Небо над водой, движение противоречиво.
Благородный человек ведет тяжбу, думая о будущем.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Не вечно то, о чем идет дело.
Будут небольшие толки. В конце концов — счастье.

Слабая черта в начале гексаграммы указывает на возможность легкого разрешения тяжбы. По поводу вашего дела могут возникнуть незначительные разговоры, но в итоге путь откроется (счастье).

Всё дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени “суда” оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы одним своевременным раскаянием.

Линия 2

Девятка вторая

Не одолеешь в тяжбе.
Вернись и скройся в своем поселении из трехсот дворов,
Тогда не будет беды.

Не пытайтесь овладеть ситуацией. Пора изменить тактику и отступить. Отправляйтесь туда, где все двери будут открыты для вас, даже если это напоминает бегство. Когда неблагоприятный период закончится, вы сможете оценить своевременность своего ухода.

Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома; лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за чем-то большим. – Так и в познании в аналогичных условиях бывает предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту, чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение. Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь после этого двигаться дальше.

Линия 3

Шестерка третья

Кормись от достигнутого встарь.
Будешь стойким в опасности, и в конце концов будет счастье.
Может быть, следуя за вождем, будешь действовать, но ничего не совершишь для себя.

Вы не можете вершить дела самостоятельно и вынуждены опираться на прежние достижения. Стойкое пребывание на месте ужасно, но рано или поздно путь откроется. Следуя за великим человеком (или старшим), можно сдвинуться с мертвой точки, хотя это не будет вашим личным свершением.

Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно: во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последнем здесь произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса (третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция – момент перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно, но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь человечества является и самым совершенным носителем того, что было достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать, только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого дерева может подняться на большую высоту. – Так же и в познании: в момент кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе познания. – Ю.Щ.)

Линия 4

Девятка четвертая

Не одолеешь в тяжбе.
Обернись — судьба приближается.
Стойкость — к счастью.

Не пытайтесь овладеть ситуацией. Отступите на прежние позиции и ждите. Отказавшись от усугубления конфликта, вы можете достичь полного примирения со своей судьбой. Нечто важное приближается к вам. Не упустите эту возможность.

Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических условиях одного из моментов “суда”, причем “суд” этот теперь рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки зрения суд – не наказание, а исправление ради торжества необходимости закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду.

Линия 5

Девятка пятая

Тяжба.
Изначальное счастье.

Уверенно отстаивайте свою точку зрения и ожидайте положительных результатов. Путь полностью открыт (изначальное счастье). Справедливость и гармония будут восстановлены.

С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла.

Линия 6

Наверху девятка

Может быть, тебя пожалуют парадным поясом, но до конца аудиенции тебе трижды порвут его.

Если вы думаете, что теперь можете торжествовать, то это ошибка. Благоприятное решение не должно приводить к самодовольству, иначе вам уже в ближайшее время неоднократно придется пожалеть об этом.

Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок, рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь – переразвитие, все вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая. – Ю.Щ.)

Гексаграмма 6 Суд карта Дизайн Человека

А как думаете вы? Напишите своё мнение

Ваш электронный адрес не будет опубликован.