Авторский Блог » АРИСТОТЕЛЬ О ГНЕВЕ (ДИЗАЙН ЧЕЛОВЕКА)

АРИСТОТЕЛЬ О ГНЕВЕ (ДИЗАЙН ЧЕЛОВЕКА)

АРИСТОТЕЛЬ О ГНЕВЕ В ДИЗАЙНЕ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 1)

👆Я уже писала ранее, что Гнев — это наш союзник и маркер, когда что-то не так. Его не надо подавлять. Он следствие, а не причина. Саму же причину желательно осознать.

📌И вот читаю сейчас Аристотеля. Я преклоняюсь перед древними философами: всё так объёмно, структурно, образно изложено. Полезно очень для Манифестирующих Генераторов и Манифесторов.

✔Он описывает Гнев, хочу прям привести полностью часть эту. Пока читаешь, видишь ворота и каналы, в которых это так и проявляется. И причины описаны многие, самые важные. Но я не стала в тексте помечать какие ворота/каналы, чтобы не портить слог автора.

Ну, не буду томить, вот сам текст (будет разбит на 2 части):

aristotel-o-gneve-dizajne-cheloveka
АРИСТОТЕЛЬ О ГНЕВЕ (ДИЗАЙНЕ ЧЕЛОВЕКА)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГНЕВА:

Пусть гнев будет определен как соединенное с чувством неудовольствия стремление к тому, что представляется наказанием за то, что представляется пренебрежением или к нам самим, или к тому, что нам принадлежит, когда пренебрегать бы не следовало.
Если таково понятие гнева, то человек гневающийся всегда гневается непременно на какого-нибудь определенного человека, например на Клеона, а не на человека вообще, и гневается за то, что этот человек сделал или намеревался сделать что-нибудь самому гневающемуся или кому-нибудь из его близких; и с гневом всегда бывает связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно думать, что достигнешь того, к чему стремишься.

Никто не стремится к тому, что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому, что для него возможно.

Поэтому хорошо сказано о гневе: Много слаще, чем мед, стекает он в грудь человека. После того же все больше в груди разрастается дымом.

Некоторого рода удовольствие получается от этого и, кроме того, оно является еще и потому, что человек мысленно живет в мщении; являющееся в этом случае представление доставляет удовольствие, как и представления, являющиеся во сне.

Но пренебрежение есть акт рассудка по отношению к тому, что нам кажется ничего не стоящим, ибо зло и добро и то, что с ними соприкасается, мы считаем достойными внимания, а ничего не стоящими мы считаем вещи, совсем к ним не относящиеся или относящиеся очень мало.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ: ТРИ ВИДА ЕГО

Видов пренебрежения три:

  • презрение;
  • самодурство;
  • оскорбление.

Человек, выказывающий презрение, обнаруживает тем самым пренебрежение, ибо люди презирают то, что в их глазах ничего не стоит, а вещами, ничего не стоящими, люди пренебрегают.

И человек, выказывающий самодурство, по-видимому, обнаруживает презрение, потому что самодурство есть препятствование желаниям другого не для того, чтобы доставить что-нибудь себе, а для того, чтобы оно не досталось другому; и так как здесь он действует не с той целью, чтобы самому получить что-нибудь, он выказывает пренебрежение к своему противнику, потому что, очевидно, он считает его неспособным ни причинить ему вред, так как в этом случае он боялся бы его, а не пренебрегал бы им, ни принести сколько-нибудь значительную пользу, так как в таком случае он постарался бы стать его другом.

Человек, наносящий оскорбление, также выказывает пренебрежение, потому что оскорблять значит делать и говорить вещи, от которых становится стыдно тому, к кому они обращены, и притом делать это не с той целью, чтобы он подвергся чему-нибудь, кроме того, что уже было, но с целью получить самому от этого удовольствие.

Люди же, воздающие равным за равное, не оскорбляют, а мстят.

Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними. Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления: им представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего превосходства.

Оскорбление связано с умалением чужой чести, а кто умаляет чужую честь, тот пренебрегает, ибо не пользуется никаким почетом то, что ничего не стоит – ни в хорошем, ни в дурном смысле.

Поэтому-то Ахилл в гневе говорит: Злую обиду широкодержавный Атрид Агамемнон Мне причинил: отобрал у меня и присвоил награду. И еще: Как пред лицом аргивян обесчестил меня Агамемнон. Будто какой-нибудь я новосел, чужеземец презренный . Как видно, именно за это он гневается.

Уважения к себе люди требуют от лиц, уступающих им в происхождении, могуществе, доблести и вообще во всем, в чем один человек имеет большое преимущество перед другими, например, богатый перед бедным в деньгах, обладающий красноречием перед неспособным говорить, имеющий власть перед подвластным и считающий себя достойным власти перед достойным быть под властью.

Поэтому поэт говорит: Гнев же нелегок царя, питомца владыки Кронида, а также: Но сокровенную злобу, покуда ее не проявит, В сердце таит. Ведь они сердятся именно вследствие своего преимущества.

Кроме того, человек имеет притязание на уважение со стороны лиц, от которых он считает себя вправе ожидать услуг; а таковы лица, которым оказал или оказывает услуги он сам или кто-нибудь через его посредство, или кто-нибудь из его близких, – или хочет, или хотел оказать.

Итак, из вышесказанного уже очевидно, в каком состоянии люди гневаются и на кого и за что.

Продолжение следует…

Екатерина Ярлыкова, МГ 6/2

сайт..

Обращаем Ваше внимание, что…

два раза в месяц, каждого 5-го и 20-го числа, проводятся онлайн курсы «Проживая свой дизайн»!

А также, постоянно ведется предварительная запись и подписка на рассылку полезной информации!

 

Хотите получать приглашения на бесплатные лекции и акции?

Желаете быть в курсе инсайта последних новостей, чтобы прийти к пониманию всех Ваших проблем и «внезапно» находить пути их решения? СКАЧАЙТЕ КНИГУ

Вам также могут понравиться

А как думаете вы? Напишите своё мнение

Ваш электронный адрес не будет опубликован.