Авторский Блог » Аристотель о гневе (Дизайн человека) Часть 2

Аристотель о гневе (Дизайн человека) Часть 2

👉 Вот вторая часть у Аристотеля в Дизайне Человека уже вообще интересная.)))

😈 На кого и за что мы гневаемся?

СОСТОЯНИЕ, В КОТОРОМ ЛЮДИ ГНЕВАЮТСЯ:

Они гневаются, когда испытывают чувство неудовольствия, потому что, испытывая неудовольствие, человек стремится к чему-нибудь. И притом, прямо ли кто противодействует в чем-либо, например, жаждущему в утолении жажды, или не прямо, он является делающим совершенно то же то есть служит препятствием.

✔И если кто противодействует или не содействует человеку, или чем-нибудь другим надоедает ему, когда он находится в таком состоянии, он сердится на всех этих людей.

✔Поэтому люди больные, голодные, ведущие войну, влюбленные, жаждущие, вообще люди, испытывающие какое-нибудь желание и не имеющие возможности удовлетворить его, бывают гневливы и раздражительны, особенно по отношению к людям, которые с пренебрежением относятся к данному положению, таков, например, бывает больной по отношению к людям, так относящимся к болезни, голодный по отношению к людям, так относящимся к голоду, воюющий по отношению к людям, так относящимся к войне, влюбленный по отношению к людям, так относящимся к любви, и подобным же образом относится он и к другим: каждый своим настоящим страданием бывает подготовлен к гневу против каждого человека.

✔Сердится человек и в том случае, когда его постигает что-нибудь противное его ожиданиям, ибо то, что постигает человека совершенно неожиданно, способно более огорчить его, точно так же как человека радует вполне неожиданно случившееся, если случилось именно то, чего он желал.

✔Отсюда ясно, какие обстоятельства, какое время, расположение духа и какой возраст располагают к гневу, где и когда; и чем больше люди зависят от этих условий, тем легче поддаются гневу. Итак, вот в каком состоянии люди легко поддаются гневу.

aristotel-o-gneve-dizajn-cheloveka-chast-2
Аристотель о гневе Дизайн Человека

НА КОГО И ЗА ЧТО ЛЮДИ ГНЕВАЮТСЯ?

✔Сердятся они на тех, кто над ними насмехается, позорит их и шутит над ними, потому что такие люди выказывают пренебрежение к ним.

✔Сердятся они также на тех, кто причиняет им вред поступками, носящими на себе признаки пренебрежения, а таковыми необходимо будут поступки, которые не имеют характера возмездия и не приносят пользы людям, их совершающим, потому что такие поступки, по-видимому, совершаются ради пренебрежения.

✔Сердимся мы еще на людей, дурно говорящих и презрительно относящихся к вещам, которым мы придаем большое значение, как, например, сердятся люди, гордящиеся своими занятиями философией, если кто-нибудь так относится к их философии, и люди, гордящиеся наружностью, если кто так относится к их наружности и подобным же образом и в других случаях.

И тут мы сердимся гораздо больше, если подозреваем, что того, что в нас подвергается осмеянию в нас или совсем нет, или что оно есть в незначительной степени, или же что другим кажется, что этого в нас нет.
Если же мы считаем себя в высокой степени обладающими тем, из-за чего над нами смеются, тогда мы не обращаем внимания на насмешки.

✔И на друзей в таких случаях мы сердимся больше, чем на недругов, потому что считаем более естественным видеть с их стороны добро, чем зло.

✔Сердимся мы также на тех, кто обыкновенно обнаруживал по отношению к нам уважение или внимание, если эти люди начинают иначе относиться к нам, ибо полагаем, что они нас презирают, – иначе они поступали бы по-прежнему.

✔Мы сердимся еще и на тех, кто не отплачивает нам за добро и не воздает нам равным за равное, а также на тех, кто, будучи ниже нас, действует нам наперекор, ибо такие люди, по-видимому, презирают нас: одни – потому что смотрят на нас как на людей, ниже их стоящих, другие – так как считают, что благодеяние оказано им людьми, ниже их стоящими.

И еще больше мы сердимся, когда нам выказывают пренебрежение люди совершенно ничтожные, потому что гнев вызывается пренебрежением со стороны лиц, которым не следовало бы нами пренебрегать, а людям, ниже нас стоящим, именно не следует относиться к нам с пренебрежением.

✔Сердимся мы и на друзей, если они не говорят хорошо о нас или не поступают по-дружески по отношению к нам, и еще более мы сердимся, если они держатся противоположного образа действий и если они не замечают, что мы в них нуждаемся, как, например, Плексипп в трагедии Антифонта сердился на Мелеагра, потому что не замечать это есть признак пренебрежения, и нужды тех, о ком мы заботимся, не ускользают от нашего внимания.

✔Сердимся мы еще на тех, кто радуется нашим несчастьям или кто вообще чувствует себя хорошо при наших бедствиях, потому что такое отношение свойственно врагу или человеку, относящемуся к нам с пренебрежением.

✔Гнев наш обращается и против тех лиц, которые, огорчая нас, нисколько об этом не заботятся; поэтому мы сердимся на тех, кто приносит нам дурные вести, а также на тех, кто спокойно слышит о наших несчастьях или созерцает их, потому что такие люди тождественны с людьми, презирающими нас или враждебными нам, так как друзья соболезнуют нам и все чувствуют печаль, взирая на свои собственные бедствия.

✔Еще мы сердимся на тех, кто выказывает нам пренебрежение в присутствии пяти родов лиц: тех, с кем мы соперничаем, кем мы восхищаемся, для кого желаем быть предметом восхищения, кого совестимся и кто нас совестится; если кто-нибудь обнаружит к нам пренебрежение в присутствии таких лиц, мы сильнее сердимся.

✔Еще мы сердимся на тех, кто обнаруживает пренебрежение к лицам, которых нам стыдно не защитить, например к нашим родителям, детям, женам, подчиненным.

✔Сердимся мы и на тех, кто не благодарит нас, потому что в этом случае пренебрежение противно приличию, а также на тех, кто иронизирует, когда мы говорим серьезно, так как ирония заключает в себе нечто презрительное, и на тех, кто, благотворя другим, не благотворит нам, потому что не удостаивать человека того, чего удостаиваешь других, значит презирать его.

➕ И забывчивость может вызывать гнев, например забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забывчивость кажется признаком пренебрежения: она является следствием некоторого рода нерадения, а нерадение есть некоторого рода пренебрежение. «

«Аристотель. Этика, политика, риторика, афоризмы»: ООО «Издательство «Эксмо»;
Москва; 2018

Ох, друзья, я в восхищении трудами Аристотеля. 🙏🙏🙏

Надеюсь и Вам было понятно и полезно прочитать про причины Гнева и пронаблюдать свои. 💎💎💎

Екатерина Ярлыкова, МГ 6/2

сайт..

Обращаем Ваше внимание, что…

два раза в месяц, каждого 5-го и 20-го числа, проводятся онлайн курсы «Проживая свой дизайн»!

А также, постоянно ведется предварительная запись и подписка на рассылку полезной информации!

 

Хотите получать приглашения на бесплатные лекции и акции?

Желаете быть в курсе инсайта последних новостей, чтобы прийти к пониманию всех Ваших проблем и «внезапно» находить пути их решения? СКАЧАЙТЕ КНИГУ

А как думаете вы? Напишите своё мнение

Ваш электронный адрес не будет опубликован.