Гексаграмма 56 Странствие в Дизайне Человека
Гексаграмма 56 в Дизайне Человека
Люй (Странствие): путешествовать, странствовать, скитаться; оставаться вдали от дома; гость, жилец, посетитель; временный, преходящий; отряд солдат на задании; группа путешественников с общими целями или убеждениями; странник в чужой земле. Иероглиф изображает людей, собравшихся вокруг знамени: они преданы символу чего-то высокого и отдаленного.
Странствие. Малому развитие.
В странствии стойкость — к счастью.
Гексаграмма 56 Странствие
Это время странствий, поисков и уединенной жизни. Вы подобны путешественнику в чужой стране, которому все неведомо. Вы можете добиться успеха, если будете незаметным, приспосабливаясь к обстановке и не пытаясь навязывать свою волю или образ мыслей. Вы одни, за пределами общественных отношений. Вас мало что связывает с миром, вы ищете свою истину. Тщательно обдумывайте свои поступки. Принимайте четкие решения, даже если это приносит боль. Ограничивайте свои эмоции и желания, когда встречаетесь с другими людьми. Поступая таким образом, вы найдете то, что ищете.
Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том, что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно начать склоняться к закату, оно должно зайти.
Внешний и Внутренний миры. Огонь и Гора
Внутренний предел дает прочную основу для восприятия преходящих вещей и событий.
Скрытая возможность: 28 (Переразвитие великого)
Поиски и скитания содержат скрытую возможность накопления огромной энергии.
Последовательность
Исчерпание великого неизбежно приводит к странствию. Когда осознаешь это, отправляешься в странствие.
Определение
Странствие означает связь с малым.
Символ
Над горой горит огонь. Странствие.
Благородный человек придает блеск своим словам, чтобы не задерживать тяжбу.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестерка
Если в странствии будешь труслив в мелочах, то навлечешь на себя беду.
Любое странствие требует мужества. Нерешительность в начале пути равнозначна трусости. Если вы будете тратить время на мелочи, то накличете на себя беду.
Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне, обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать несчастье на самого же человека.
Линия 2
Шестерка вторая
В странствии восстановишь порядок.
За пазуху положишь свое состояние.
Обретешь стойкость челяди и рабов.
Двигаясь вперед, вы восстанавливаете порядок. В пути у вас есть только самое необходимое для жизни. Те, кто стоит ниже вас, помогут вашим поискам и сами получат выгоду от этого.
Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы называется или “порядком”, или “местом”, или “гнездом”. Когда здесь рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е. о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные отношения к хозяину.
Линия 3
Девятка третья
В странствии спалишь этот порядок.
Потеряешь челядь и рабов.
Стойкость — ужасна.
Достигнутое утрачено, путь кажется непроходимым. Вы не можете обрести ту поддержку, которую встречали раньше. Остановка тем более приведет к несчастью. Только смелое движение вперед позволит вам выйти из кризиса.
Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает тот “порядок”, который может характеризовать человека, занимающего третью позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью, которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать. Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса, ибо задержаться на этой позиции – это значит все снова и снова переживать невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем не менее, только решимость может человека вывести из состояния, охарактеризованного в данной позиции.
Линия 4
Девятка четвертая
В странствии пребудешь на месте.
Найдешь свои средства на странствие.
Но в душе нет успокоения.
Вы достигаете поставленной цели и восстанавливаете утраченное достояние. Но в глубине сердца вы ощущаете печаль, а не радость. Это место не для вас.
Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит, что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции, тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей, необходимость движения вперед сказывается особенно сильно.
Линия 5
Шестерка пятая
Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.
Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.
Вы теряете силы в осуществлении задуманного. Но в жизни нельзя чего-то добиться без потерь. Не бойтесь пробовать снова и снова: только так вы обретете заслуженную похвалу.
Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока.
Линия 6
Наверху девятка
Птицам спалили гнезда.
Странник сначала смеется, потом издает крики и вопли.
Потеряешь быка на площади.
Несчастье.
Вы играете с опасностью. Возможно, сейчас вы смеетесь, но скоро вам придется пролить слезы. Чувство утраты вызвано сожалением об упущенных возможностях. Ничего благоприятного не предвидится до тех пор, пока эта жизненная ситуация не подойдет к концу.
Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта – последняя в гексаграмме – уже не имеет над собою ни “места”, ни “гнезда”, ни “порядка”. Здесь, таким образом, прекращается возможность странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо в “Книге Перемен” образом гнезда. Но поскольку она входит в состав триграммы “огонь” и представляет собою сильнейший жар этого огня, постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться дальше некуда, ибо двигаться дальше – это, значит, выйти за пределы данной ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения – преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему.