Гексаграмма 51 Возбуждение (Молния) в Дизайне Человека
Гексаграмма 51 в Дизайне Человека
Чжэнъ (Возбуждение/Молния): возбуждать, вдохновлять; будить, встряхивать; шок, испуг, благоговейный страх; гром, удар молнии, землетрясение; приводить в движение, начинать; устрашающий, величественный; также: влиять, воздействовать; работать, действовать; вылупляться из кокона, прорастать из почки. Иероглиф изображает дождь и знак возбуждения.
Свершение.
Молния приходит, и воскликнешь: «Ого!»
А пройдет, и засмеешься: «Ха-ха!»
Молния пугает за сотни верст.
Но она не опрокинет и ложки жертвенного вина.
Гексаграмма 51 Возбуждение (Молния)
Это будоражащая и возбуждающая встряска, всплеск бурной энергии. Он приносит новую жизнь и любовь. Пробуждайте вещи к действию. Пусть встряска разрушит старое и ненужное. Когда потрясение наступает, оно сначала может показаться пугающим, но затем следуют веселье и смех. Это поворотный момент. Не увлекайтесь сиюминутными эмоциями. Сосредоточьтесь на чувстве благодарности и подношении духам, обеспечившим перемены к лучшему. Ваши поступки должны быть зеркалом ваших высших устремлений.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само название ее – Возбуждение и ее образ – молния указывают на динамичность данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в “Книге Перемен”. Она символизирует то развитие, которое может наступить после того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения триграммы “чжэнь“, которая по семейной символике обозначает старшего сына. Старший сын – это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не проходит мимо.
И потому в начале наступления этой ситуации динамика может показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации, если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение. Здесь “Книга Перемен” выражает это в образе молнии. Когда “приходит” молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах.
Внешний и Внутренний миры: Гром И Гром
Бурная энергия устремляется снизу, будоража и побуждая к новому росту.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Бурная деятельность содержит скрытую возможность воссоздания трудной ситуации.
Последовательность
Небо отвечает на принесенную жертву. Осознание этого позволяет пользоваться возбуждением.
Определение
Возбуждение подразумевает смешение.
Символ
Гром гремит дважды. Возбуждение.
Благородный человек использует страх и тревогу для того, чтобы проверить себя.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Молния приходит, и воскликнешь: «Ого!»
А пройдет, и засмеешься: «Ха-ха!»
Счастье.
Сначала вы испуганы, потом радуетесь. Встряска оказала на вас благотворное воздействие. Путь открыт.
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу, без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг, если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию.
Линия 2
Шестерка вторая
Когда молния приходит, она ужасна.
Ты можешь сто тысяч раз потерять свои богатства,
Но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
Потрясение забирает у вас все, что вы раньше ценили. Кажется, будто все потеряно. Не бойтесь и не гонитесь за утраченным. Поднимайтесь неуклонно. По истечении определенного периода времени все вернется.
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше, вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции, всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество, раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на языке “Книги Перемен” “девятой высотой”. Но такое движение должно идти исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, – это значит уже отстоять от этой цели.
Линия 3
Шестерка третья
От молнии растеряешься.
Но, как молния, действуй и не накличешь беды.
Вы застигнуты врасплох. Главное сейчас — не изменять задуманному и неуклонно двигаться вперед. От быстроты ваших решений зависит многое.
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была предопределена самой ситуацией.
Линия 4
Девятка четвертая
Молния попадает в ил.
Кажется, что сопротивления нет, однако ваши действия увязают в трясине. Остановитесь и попытайтесь понять, в чем дело.
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов “Книги Перемен”, волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила удара.
Линия 5
Шестерка пятая
Молния отходит и приходит. Ужасно.
Хотя бы и в стотысячный раз не утратишь умения действовать.
Потрясение наступает и отступает. Вам угрожает опасность, корни которой находятся в прошлом. Твердо придерживайтесь своей цели и не бойтесь начинать сначала: навыки останутся с вами.
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая характеризует внутреннюю жизнь, а пятая – внешнюю. Но разбег, динамика, которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же есть возможность выйти – и выйти умело – из того положения, в которое поставила человека в данном случае жизнь.
Линия 6
Наверху шестерка
От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо озираться вокруг.
Поход — к несчастью.
Но молния не касается тебя, лишь твоих соседей.
Хулы не будет.
Но даже по поводу брака будут толки.
Как и на третьей позиции, вас охватывают страх и растерянность. Однако здесь движение вперед закрыто, и любая попытка выступить приведет к неудаче. Вы должны понять, что удар касается не вас самих, а ваших соседей. В ситуации содержится скрытая ловушка, однако вы можете избежать ее.
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность. Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того, здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта. Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя бы толки и разговоры.