Гексаграмма 30 Сияние в Дизайне Человека
Гексаграмма 30 в Дизайне Человека
Ли (Сияние): распространение света; освещать, различать; подчеркивать, организовывать и упорядочивать; осознание, восприятие; покидать, отделяться от чего-либо, отступать от нормы; принадлежать, придерживаться чего-либо, зависеть; также: яркость, огонь и тепло. Иероглиф изображает волшебную птицу с ярким оперением.
Благоприятна стойкость.
Свершение. Разводить коров — к счастью.
Гексаграмма 30 Сияние
Это время тепла, света и осознания, время нежности и ясности. Проливайте свет на вещи, выявляйте их и связывайте между собой. Объединяйте внутренне близкие вещи. Это принесет пользу и просветление. Ваши усилия приведут к успеху, если вы накопите достаточно сил, чтобы не останавливаться на полпути. Сделайте осознанное усилие. Распространяйте свое осознание, связывайте и объединяйте весь сонм вещей в четырех концах земли. Солнце и луна движутся по небу и освещают его. Просветление помогает человеку встать на верный путь. Таков порядок перемен в этом мире.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием гексаграммы. По символике образов “Книги Перемен” триграмма ли является знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли имеет также значение “крепко держаться за что-нибудь”. Поэтому комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его, нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того, для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по символике животных в “Книге Перемен” корова является податливой исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то, что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной ситуации перейти к чему-то новому, иному.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Огонь
Растущий свет, тепло и осознание распространяются во всех направлениях, объединяя то, что должно быть единым.
Скрытая возможность: 28 (Переразвитие великого)
Распространение ясности и осознания содержит скрытую возможность накопления великой силы.
Последовательность
То, что распадается, может быть объединено. Осознание этого позволяет пользоваться сиянием. Сияние подразумевает объединение.
Определение
Огонь вверху, вода внизу.
Символ
Удвоенная яркость порождает сияние.
Великий государь пользуется сиянием для просветления четырех сторон света.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Путаница поступков.
Но если отнесешься к ним серьезно, хулы не будет.
Ваши поступки лишены последовательности и систематичности. Вы должны строже и серьезнее относиться к себе. Избавьтесь от своих недостатков, и тогда никто не сможет осудить вас.
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то, несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления. Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки, чем исправлять их после того, как они уже совершены.
Линия 2
Шестерка вторая
Желтое сияние. Изначальное счастье.
Желтый цвет Символизирует уравновешенность и гармонию, исходящую от центра Земли. Путь открыт, обстоятельства благоприятствуют вам. Не теряйте времени.
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая, как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг человека.
Линия 3
Девятка третья
Сияние солнечного заката.
Если не песня под постукивание глиняного кувшина, то вздохи глубокого старца.
Несчастье.
Вы смотрите на вещи в свете заходящего солнца. Вместо того чтобы постукивать по кувшину и петь песни (ассоциация с Чжуан-цзы), вы меланхолично вздыхаете о несбывшемся. Путь закрыт. Зачем продолжать в том же духе? Смотрите на ситуацию более оптимистично.
Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным образом. Но песня-аккомпанемент такого “постукивания по глиняному кувшину”, очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней, похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент.
Линия 4
Девятка четвертая
Внезапно наступает перелом.
Сгорание. Отмирание. Отверженность.
Наступает прорыв из прошлого в будущее. Все, что сдерживает нас, должно быть отвергнуто. Оно вспыхивает, сгорает и отмирает, не оставляя следа. Ему больше нет места в вашей жизни.
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный, внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение, горение, выраженное во второй черте.
Линия 5
Шестерка пятая
Выступившие слезы льются потоком.
Но будут сочувственные вздохи близких.
Счастье.
Вы оплакиваете прошлое от всей души. Но само ваше горе откроет путь, а сочувствие близких поможет вам. Исход будет благоприятным.
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания, который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение счастливого исхода.
Линия 6
Наверху девятка
Царю надо выступить в карательный поход.
Будет радость.
Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Наступило время для решительных действий. Ваше сияние уничтожает окружающую тьму. Анализируя и упорядочивая окружающее, вы достигаете совершенства. Когда нападаете, берите самое ценное и оставляйте остальное. Сопротивление будет рассеяно. Наступает время великого изобилия.
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст, сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это настроение.