Гексаграмма 18 Исправление в Дизайне Человека
Гексаграмма 18 в Дизайне Человека
Гу (Порча/Исправление): гниющий, отравленный; кишечные черви, ядовитые насекомые; злая магия; совращать, искажать, околдовывать; беспорядок, ошибка; восстановление, исправление. Иероглиф изображает ядовитых насекомых в горшке, используемом для колдовства.
Изначальное свершение.
Благоприятен брод через великую реку.
Будь бдителен за три дня до начала и три дня после начала.
Гексаграмма 18 Исправление
Это время порчи, распада и скрытой угрозы. В нём содержится вызов: вы должны найти источник порчи и устранить его, чтобы положить начало новому циклу. Вы столкнулись с чем-то, что оказалось порочным — например, как в выражении: грехи отцов падут на детей. Найдите источник и измените его сущность или устраните его. Войдите в поток жизни с ясной и осмысленной целью. Это принесет пользу и просветление. Тщательно готовьтесь к переменам. Наблюдайте за их началом и по возможности направляйте их развитие. Пробудите скрытый потенциал. Это позволит исправить положение и восстановить нарушенный порядок.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого, что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. – Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений.
В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но всё вышеизложенное – лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация – это не только порча, но и исправление доведённого отцами до порчи. Эта порча – лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно и опасно, как “брод через великую реку”. Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, “нужны три дня для предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления [его результатов]“.
Внешний и Внутренний миры: Гора и Ветер (Дерево)
Внешний предел препятствует росту, приводя к порче.
Скрытая возможность: 54 (Невеста)
Поиск источника порчи содержит скрытую возможность постепенного осознания своего потенциала.
Последовательность
Развращённость в последовании приводит к порче. Осознание этого позволяет преодолеть порчу.
Определение
Устранение порчи приводит к стабильности.
Символ
Под горой дует ветер. Порча.
Благородный человек побуждает подданных следовать путём силы и добродетели.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
Исправление испорченного отцом.
Если есть сын, то усопшему хулы не будет.
Хотя опасно, но в конце концов — счастье.
Вы столкнулись с порчей, корни которой находятся в прошлом. Если вы будете поступать, как сын, принимающий ответственность за дела отца, то никто не сможет упрекнуть вас. Вам угрожает опасность, гневный призрак, который стремится отомстить живущим. Борьба с ним откроет путь для развития.
Всякая порча – это результат не одного дня, она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить особенное развитие в классической стране культа предков – в Китае. Весь смысл бытия сына – исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции имеется в виду ещё не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность положения, исход можно ожидать счастливым.
Линия 2
Девятка вторая
Исправление испорченного матерью.
Невозможна стойкость.
Вы столкнулись с более глубокой порчей, вызванной искажением принципов заботы и поддержки. Упорство и настойчивость в данной ситуации бесполезны. Вы должны сосредоточиться на осознании причин сложившегося положения; со временем вы увидите выход из него.
Вторая позиция – это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как чётная, предрасположена к пассивности, а для исправления проступков матери встаёт внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И всё-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Её наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным.
Линия 3
Девятка третья
Исправление испорченного отцом.
В мелочах будет раскаяние.
Не будет большой хулы.
Вы столкнулись с порочностью власти или тех, кто её олицетворяет. Подчинённые, сотрудничавшие с нею, испытают раскаяние и сожаление. Вы должны иметь чёткую цель и ясное намерение, иначе не избежать серьёзной ошибки.
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нём уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому раскаянию в нём. Однако необходимость исправления порчи, основное содержание всей ситуации, – здесь самое важное, и, несмотря на некоторую осложнённость процесса, он не будет иметь дурного исхода.
Линия 4
Шестёрка четвёртая
Усугубление испорченного отцом.
Если выступишь, то увидишь сожаление.
Вы лишь усугубляете порчу, созданную другими, и умножаете нанесённый вред. Вам нужно воздержаться от действия, иначе вы утратите направление, и останется лишь сожалеть о содеянном.
Основной смысл четвертой позиции – это самоотдача, ибо здесь уже совершён переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления, и отдачу себя окружению; но в нём порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придётся пожалеть, когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности.
Линия 5
Шестёрка пятая
Исправление испорченного отцом.
Необходима похвала.
Вы снова имеете дело с порочностью власть предержащих. Не атакуйте её в лоб. Используйте похвалу для достижения желаемого и уточнения поставленной цели.
Пятая позиция – позиция максимального раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им.
Линия 6
Наверху девятка
Не служи ни царю, ни князю.
Возвеличишь и прославишь своё дело.
Политика и бизнес не должны вас заботить. Вы не находитесь на виду, но ваши дела говорят сами за себя. Вы трудитесь в уединении, подготавливая почву для будущих свершений.
Верхняя позиция – это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в её исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке “Книги Перемен”, памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он – выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела.